Мы решили побеседовать с одним из представителей "массовой культуры" Игорем Матвиенко, который является продюсером, композитором и основателем многих успешных групп, рассчитанных на широкую аудиторию. К таким относятся «Иванушки International « и «Любэ». Игорь Матвиенко стоит во главе своего продюсерского центра. В первом вопросе мы решили выяснить его отношение к оппозиции массового и элитарного.

В моей сфере почти вся культура является массовой. Если человек взял в руки гитару или какой-либо другой инструмент, то он уже начал творить массовую культуру. Отличаются они лишь масштабом: бывают тотальные хиты. Например, Алла Пугачева. Или Бритни Спирс. Но есть Наталья Ветлицкая. Она, на мой взгляд, является элитарной певицей. У нее есть возможность выпускать необычные клипы и песни. А олигархи очень любят «Моральный кодекс».

- Разве это так? Я и не знал.

Ну, конечно! "Кодекс" выступает на всех деловых презентациях. А вот более массовым продуктом является наш рок-н-ролл. Даже андеграунд, и тот, проходит как массовая культура. Но бывают и редкие исключения. Помните дебютный альбом Guns'n'roses? Вот это они там дали! Супер! Он на меня очень сильно тогда повлиял. Но все закончилось, как шоу-бизнес их зацепил. Но «Нирвана» - исключение. Они так и остались оппозицией, хотя продавались большими тиражами. Должно быть, смерть Кобейна и случилась по причине такого несоответствия. Конфликта.

- У Вас есть два различных проекта: «Любэ» и «Иванушки International». Вам не трудно переключаться с одного на другое?

Да нет, с этим больших проблем нет. Я считаю, что если уж ты профессионал, то ты обязан уметь работать в разнообразных сферах и стилях. Композиторы 19 века ведь писали и польки, и симфонии. И это им было легко! Вот так и я, сажусь, переключаю небольшой тумблер и… Сейчас вот я только что закончил работу над альбом «Давай за…» группы «Любэ», так вот теперь настраиваюсь на новый альбом «Иванушек». Слушаю другую музыку.

- Это, грубо говоря, так: Вы перестаете слушать музыку Майи Кристалинской и начинаете слушать «Руки вверх»?

Да, именно так. Например, для «Иванушек» мне нужно послушать Basement Jaxx. Ну, или De-phazz. Вообще электронную музыку. Такая культура мне по нраву. Но, когда мне нужно писать для «Любэ», я вообще не слушаю музыку, как же для этой группы можно перенять западную музыку. «Любэ» - это проект чисто русский. Я скорее литературу соответствующую читаю. Например, когда я работал над последним альбомом группы, то прочитал "Я был на этой войне", вот так. Таким образом, и создаю вокруг себя нужную атмосферу.

- Каким образом Вы просчитываете, что выстрелит? Как Вы пишете хиты?

Просчет - неверное слово. Проигрывает тот, кто пытается все точно просчитать. Такая задача не вписывается в рамки обычной арифметики. И хит подсчитать невозможно. Но шлягер какой-нибудь можно. Его будут слушать только тогда, когда он будет звучать на ТВ и радио. Но для того, чтобы слушала вся Россия…

Существуют определенные, почти неуловимые материи, какая-то духовность, в конечном итоге решающая все. Безусловно, профессиональный подход имеет место, но это не уравнение какое-то и не конвейер. Вот у меня, к примеру, творческий процесс идет очень долго и мучительно. Я пишу сразу несколько вариантов песен, число которых может достигать даже десяти. Столько и вышло, когда я писал альбом «Давай за…». Но в дальнейшем некоторые из них становятся песнями самостоятельными.

- Каким образом Вы решаете, каков должен быть последующий альбом одной из групп? Последний альбом «Любэ» - это определенно ретро. Он является данью общим тенденциям, крепнущей моде на все советское?

Да «Любэ"» изначально являлась ретро-проектом, «Давай за...» - лишь очередной ретро-альбом. Но к саунду подход оказался слишком детальным: инструменты советские, запись в студиях на старых пультах. Мы скопировали все атрибуты. Приглашали ансамбли, детские хоры, оркестры народных инструментов. Мы имитировали ретро и на интонационном уровне, и на мелодическом, и на уровне звучания.

- Какой проект приносит прибыли больше – «Любэ» или же «Иванушки»?

(Пауза.) Сложный вопрос. Развитие у них происходит по-разному. "Любэ" - устойчивый проект, гладкий. Всплеск был у них в 90-х, тогда «Любэ» был новым словом, вот с тех пор и есть тот стабильный аккуратный успех. А у «Иванушек» всплеск был в самом начале, но группа парней не может находиться на подъеме постоянно. Популярность всегда ходит зигзагами: альбом, реклама, клипы, тогда идет всплеск интереса. А вот сейчас полгода не было ничего, так и всплеск поубавился. Но скоро начнется новый, так как будет выпущен очередной альбом.

- Реальны ли те представления, что в шоу-бизнесе едет все на золоте, а ездят на лимузинах?

Я, знаете ли, с подобными представлениями вовсе не сталкиваюсь. Они уж слишком какие-то обывательские. Уж, если делать деньги, то лучше присосаться к скважине, из которой идет нефть, ну, или открыть парочку магазинов в Москве. Но в шоу-бизнесе, поверьте, нет таких огромных денег. Ясно, откуда идут такие разговоры, ведь вокруг такой шум, телевидение, пресса, газеты. Но Вы читали интервью звезд? Что там написано? Построил дачу, ну, или купил дом. Это все достижения. Ни у кого миллионов в швейцарском банке нет. Совершенно ничего подобного.