— Вырулилось, а потом в стране изменилась атмосфера. И не благодаря ли тому, что «Фабрика» попала в струю, она выжила в числе очень немногих «фабричных» гёрлс-бендов?

Вполне возможно. Я же не анализирую, почему это так происходит. Но определённо что-то в этом есть.

У меня были неудачные эксперименты. Скажем, группа «КуБа». Там мало советского эстрадного, там совсем другое. Но мы никак не нашли её место на сцене.

Правда, меня поразила моя дочка, ей 12 лет, но она переросла свой возраст, для неё всё по ТВ — отстой. Ей нравится эстетика аниме. И она недавно заявила, что у неё в школе группа «КуБа» — это очень круто. Показала мне сообщество группы «КуБа» в социальных сетях, показала хит-парад внутри этого сообщества.

И я понимаю, что нам не хватило интернет-ресурсов для этой группы. Безусловно, её надо было развивать не через Первый канал, а уходить в интернет и там продвигаться. Но я думаю, что мы ещё этим займёмся с группой «КуБа». Крест на ней не поставлен. Концертов у неё практически нет, как и у всех.

— У вас были проекты «Юлия Бужилова», «Лиза»…

«Лиза» — это наш совместный проект с одноимённым журналом. У неё сильный мультяшный голос вроде голоса солистки Aqua, мы записали одну песню, сняли клип. Это было лет пять назад, потом всё рассыпалось. Интересный был вокал, но…

С Юлией Бужиловой получилось тоже непросто. У неё было семь песен, и мы сделали 25 треков с разными аранжировками. Улучшали, делали-делали, а я всё отчётливее понимал, что выпустить это мы не можем. Потому что никто не купит.

А мне жалко было бросать, потому что очень нравилась эта исполнительница. Надеюсь, закончится кризис и мы займёмся Бужиловой. Такие проекты живут вне времени — девушке может быть и 18 лет, и 30, это не для чувствительной к возрасту тин-аудитории.

— Как вы думаете, жизненный цикл телепроекта «Фабрика звёзд» уже завершён? Или ещё можно…

…повыжимать? Честно говоря, я думаю, вряд ли из него что-то можно ещё выжать. Для шоу-бизнеса точно уже ничего. Для телевизионного формата — не знаю, не специалист. Хотя в моих глобальных интересах было бы полезно, если бы проект продолжался. Он подогревает интерес к музыке.

— Почему продюсерский центр Матвиенко не делает свой конкурс? В Америке и той же Италии мощные музыкальные компании объединяются с телеканалами и проводят конкурсы для молодых талантов.

Это такие большие медийные проекты, тогда мне нужно было бы становиться медийным продюсером. Я пока не готов. Придётся заниматься совсем другими вещами — доставать деньги, спонсоров, организовывать всё. Это не моё. Игорь Крутой делает, и это его стихия, и у него получается отличный конкурс «Новая волна» в Юрмале.

— Первый канал отменил все музыкальные проекты: «Пять звёзд», «Интервидение», «Новые песни о главном». Другие каналы даже не пытались ими заниматься.

Почему же, занимались. «Россия» занималась «Народным артистом», НТВ делало «Суперстар». Хоть что-то.

— Можно сказать, что тот большой медийный музыкальный коридор «в народ» прикрылся?

Конечно. И прикрыл его вполне сознательно именно Первый канал. А раз он Первый, то вслед за ним остальные каналы ведут себя соответствующе.

— Но ведь Эрнст сам в музыкальном бизнесе, зачем же перекрывать денежные потоки?

Ох, я вас умоляю. Какие же это денежные потоки? Это даже не ручеёк, это… не знаю, как назвать… По сравнению с рекламными, политическими и иными процессами это невозможно даже рядом поставить. И потом, я думаю, музыкальные проекты на телевидении не имеют высоких рейтингов.

— Изменится ли теперь расклад сил? Раньше была везде, куда ни плюнь, попса. Где-то в загоне — рок. В маленьких клубиках — джаз.

Думаю, что не изменится. Соотношение сил таким же и останется. В клубах будет множество успешных рок-концертов — «Сплин», «Чайф», «Мумий Тролль», Земфира и остальные бренды. Останется мейнстрим в виде больших имён с флагманом в виде Аллы Пугачёвой, которым в обозримом будущем вообще ничего не грозит. И останется локальное клубное движение — электронная музыка, джаз. Будет гораздо меньше приток свежих имён.

— Ещё меньше?

Да. Практически вообще не будет. Их негде показывать. Станет бессмысленным снимать клипы — их негде показывать, кроме интернета, а это не самая лучшая площадка для традиционных видеороликов. Там надо делать специальные клипы.

У той же Gaga мне понравился клип на песню Paparazzi, сделанный как отдельный микрофильм с бюджетом будь здоров.

— Вы говорили в одном из интервью, что, если артист может не быть артистом, ему лучше не быть им. А если спроецировать этот принцип на работу композитора и продюсера?

Им проще. Людям, которые находятся за сценой, гораздо проще жить. Они творческие люди со всеми недостатками и достоинствами, но артисту всё равно гораздо сложнее. И в смысле перспектив тоже. У артиста это дорога в никуда, дорога к некоему условному олимпу. И с любой ступеньки он может сорваться и начать падать, а это очень больно. Это чрезвычайно больно.

Я уж не говорю о материальной составляющей, даже только об эмоциональной. У тебя спрашивают: куда пропал тот или иной артист? А он не пропал, он пишет песни, снимает клипы. Но его не показывают и не очень крутят…

— Продюсеров разве не спрашивают — сколько было успешных проектов, а теперь кем вы занимаетесь, собственно?

Наверное, спрашивают. Что-то «Любэ» давно не видно… Всегда можно отшутиться, что они в продолжительном турне по Южной Африке. Но артистам всегда сложнее.

Продюсеров в стране — два с половиной человека. Артистов гораздо больше.