Группа «Любэ» успела разменять второй десяток. В первые годы творчества, Николай Расторгуев пел о мелочах, во многом предсказуемого просто мужика, который может быть агрессивным, глубоким, забавным и гуляющим на всю катушку.

Этот мужик периодически может быть без царя в голове, но при всем при этом он удивительно обаятелен.

Сказать «спасибо» следует основателю группы – Игорю Матвиенко, ведь он все просчитал – мелодику, песни и типаж артиста.

Изолированная выборка из множества рецензий на «Любэ»: «Группа уникальна избытком таланта и недостатком вкуса».

Вот это да! Если избыток таланта понятен, но откуда недостаток вкуса? Вот бы все имели такой изъян, то можно только представить, какая бы была у нас эстрада.

«Любэ» свою карьеру начинали с луженых, горластых пьес – «Батька Махно», «Люберцы», «Станция Таганская», «Атас»: все это зарисовки, утверждающие нашу жизнь, списанные с натуры голосом и глазами природного пролетария.

И не с того ни с сего в 90-м «Любэ» выдает шедевр «Трамвай Пятерочка», взяв в нем настолько щемящую ноту, что балладный рекордсмен Брайан Адамс и представить себе не мог.

Это касается и деликатной темы, которая предполагает архи трепетный подход патриотизма. За 10 лет не было ни одного жеста, который бы не источал искренность, ни одного проявления сумасшедшего ура-патриотизма, наоборот, негромкая, но не менее очевидная любовь к своему Отечеству.

Родина для «Любэ» - это вовсе не абстракция, это комната в коммунальной квартире, это подъезд в доме, это герань в горшке, это отцовский ремень, который призван отучивать несмышленого парнишку от курева, это ладонь мамы, это друзья, с которыми можно курнуть «солидно, не спеша».

Только однажды они себе позволили залихватскую песню – «Не валяй дурака, Америка», но это было всего лишь пародией на самих себя, таких раздухарившихся, можно сказать, что чистый стеб.

Но – «Не губите, мужики», элементарная, но предельно милая, отдающая агиткой, песня. А «Сирота казанская», а – «Дорога», где с одной стороны претензия, а с другой – дом, ощущение себя частью большого мира, до такой степени большого, что голова кружится. А – «Улочки московские». А – «Главное, что ты есть у меня», которую петь, наверное, нужно только шепотом.

10 лет они пели свои песни о человеке, который искренен, но не идеален, которого одолевает смутная, но способная на пароксизмы тоска по идеалу, по некой «правильной жизни», где все здоровы и живы, где солнце, где запотевший пузырь на столе, а за столом - все свои.

Сегодня

13-го мая группа отметила грандиозный юбилей в переполненном «Олимпийском», где просто невозможно было обнаружить среди мест хотя бы одно пустое.

К концерту специально был выпущен новый альбом «Полустаночнки», в нём наблюдается много экспрессии, и нет театральных надрывов ни на грамм.

К моменту окончания манускрипта я послушал альбом семнадцать раз, и стоит отметить, что в очередной раз Матвиенко и Коля «накрутили разных образов» для широкой публики – от мента до солдата, от гимна в Костроме до забубенного бузотера, от негромкого московского патриота до юношеских дружеских посиделок взрослого рассудительного мужика.

И название альбома обнаруживает в нем наличие привычной и фирменной «коллизии», которая снедает героя: «противостояние» желания обнять всю планету и родной двор.

Хочется через экстракт получить полное представление об альбоме и в меру развязном генеральном рассказчике? Прослушайте «Ветер-ветерок» (самое время отметить работу Саши Шиганова, сподвижника Игоря Матвиенко).

Отмечу некоторые изъяны по своему субъективному мнению: «Солдат» немного затянут, некоторые вещи достаточно тяжеловесны, а «Прорвемся» чересчур дифирамбна, для того чтобы быть хорошей.

«Любэ» не знает текучки кадров, а летунов просто не признает. Именно отсюда сыгранность народной банды.

Концерт в «Олимпийском» лишний раз подтвердил: «Любэ», наверное, наша единственная команда, у которой есть четко очерченный стиль, сочетаемый аналогичной расхристанностью.

Но главное в другом – порох группа «Любэ» всегда держала сухим, привлекая к себе в поклонников эстетов, которые восхищаются мастерски изготовленным лубком – это вам не какие-нибудь бирюльки, он также предполагает известную эстетику.